Коллекторы ГК часто называют "тоннельными". А все потому, что строят их также, как и метро. Только сложнее.
Итак, вначале строительство происходит как обычно. Роют вертикальный ствол и спускают туда проходческий щит. Этот ствол потом станет смотровой или перепадной шахтой ГК. Щит копает горизонтальный тоннель и выкладывает его тюбингами. Бетонировщики заливают лоток - плоский пол тоннеля. Проводят рабочее освещение. По лотку пускают узкоколейку - чтобы вывозить от щита породу и подвозить ему новые тюбинги. Ну и просто покататься можно, если прораб не видит.
А вот после этого начинается самое интересное. На тюбинги устанавливают стальную арматуру и покрывают их несколькими слоями особого гидроизоляционного бетона. Это специальный водостойкий бетон, который с одной стороны сдерживает напор подземных вод, а с другой - поток в коллекторе. Иногда между слоями гидроизоляции устанавливают дополнительные тюбинги. Так обычно делают в случае слабых грунтов или плывунов.
Устройство бетонировки стен тоннеля.
На заднем плане видна арматура. |
Если вертикальный ствол нужно превратить в перепадную шахту, делают вот что. Дно заглубляют вниз на 5-10 метров. Получается водоотбойная камера. Она необходима для того, чтобы поток из подключек не разбивал дно магистрального коллектора. В порталы основного тоннеля устанавливают трубы из особо прочной нержавеющей стали. В этих местах поток имеет очень сильные завихрения. Они создают дополнительную нагрузку на стенки коллектора.
В коллектор устанавливают шиберные залонки, датчики и прочее оборудование. Все готово к пуску. Проходчики пробивают перемычку между действующим и новым коллекторами. Оркестр играет туш. Спортсменка комсомолка и просто красавица перерезает красную ленточку, а в действующем коллекторе поднимают шибер. Поток гoвна устремляется в новое русло. Счастливого Пути!
Экспедиции в строящуюся ГК
далее>
|